Александр Бурков
Губернатор Омской области

Такое заявление сделал сегодня в Омске первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Леонид Ставицкий в ходе окружного совещания по вопросам повышения эффективности проведения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства Сибирского федерального округа.
Повышение эффективности инвестиций требует взаимодействия проектировщиков, заказчиков и экспертов

Повышение эффективности инвестиций требует взаимодействия проектировщиков, заказчиков и экспертов

Такое заявление сделал сегодня в Омске первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Леонид Ставицкий в ходе окружного совещания по вопросам повышения эффективности проведения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства Сибирского федерального округа.

В мероприятии приняли участие в формате видеоконференции полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, представители регионов Сибирского федерального округа и органов экспертизы. С омской площадки к обсуждению темы совещания подключились находящийся в Омской области с рабочим визитом начальник Главного управления государственной экспертизы Игорь Манылов и губернатор Омской области Александр Бурков.

Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, открывая совещание, отметил его актуальность в связи с задачами, который ставит перед регионами Президент Владимир Путин. «Президентом РФ поставлены задачи по масштабному обновлению и развитию транспортной инфраструктуры, объектов здравоохранения, науки, образования, культуры и спорта. На решение поставленных задач выделяются и будут выделены значительные финансовые средства из бюджета. Мы понимаем, что если в реализации того или иного направления участвуют федеральные бюджетные средства, то все проекты подлежат прохождению Главгосэкспертизы. Государственная экспертиза проектно-сметной документации – один из важнейших элементов для обеспечения эффективности и качества результатов этой работы. Один из самых главных приоритетов – это безопасность наших граждан. Результаты проведения экспертизы проектов должны гарантировать выполнение всех требований по безопасности, надежности, сняв все риски и угрозы для людей. Другая немаловажная задача – это эффективное расходование бюджетных средств», – пояснил полпред.

Повышение эффективности инвестиций, отметили участники дискуссии, требует четкого и оперативного взаимодействия проектировщиков, заказчиков и экспертов. Координация совместной работы позволит повысить качество и обоснованность проектно-сметной документации, оптимизировать время прохождения экспертизы и обеспечить соблюдение сроков реализации инвестиционных проектов.

Первый замглавы Минстроя России Леонид Ставицкий напомнил, что ежедневно министерством совместно с Главгосэкспертизой России ведется работа по совершенствованию процесса взаимодействия экспертных организаций с другими участниками инвестиционных процессов. Сегодня Главгосэкспертиза России функционирует на новой технологической платформе и применяет новые методики: работает с заказчиком и проектировщиком еще на стадии подготовки технического задания и начала проектирования, что позволяет избежать ошибок и последующего изменения проектных решений и увеличения сроков экспертизы. «Минстрой России и Главгосэкспертиза ведут масштабную работу с регионами по систематизации всех операционных процессов. И эта работа всегда строится на принципах открытости и коллегиальности. Все самые сложные и актуальные вопросы, в том числе аттестация экспертов, внесение изменений в проектную документацию, повышение качества проектирования в стране и многие другие, выносятся на обсуждение и находят свое решение. Мы всегда открыты для диалога», - подчеркнул Леонид Ставицкий.

Как и в других округах, в СФО одной из нерешенных проблем остается низкое качество разработки проектной документации. Справиться с этими сложностями позволит планирование инвестиций и координация усилий всех участников процесса. «Сегодня эксперты рассматривают документацию, когда все инвестиционные решения приняты, проекты разработаны, а времени на устранение ошибок в проектах практически не осталось. Зачастую это приводит к невозможности реализации проекта в соответствии с инвестиционным замыслом», - подчеркнул Игорь Манылов. – «Заблаговременное планирование позволит во многом преодолеть эту проблему, так как создаст условия в том числе и для проведения предварительной проработки основных технических решений с участием экспертов на стадии, предшествующей подготовке проектно-сметной документации».

При этом в борьбе за повышение качества проектирования недостаточно просто ругать проектировщиков, следует протянуть им руку помощи, констатировали участники окружного совещания, договорившись, что площадки Главгосэкспертизы России станут своего рода центрами интеллектуальной экспертной поддержки проектировщиков и заказчиков строительства. Ведь для совершенствования института проектирования не менее значимо и более глубокое погружение в процесс заказчиков объекта, которые зачастую допускают ошибки еще при подготовке технического задания, что неизбежно сказывается и на качестве проекта, заметил Игорь Манылов. Все предложенные механизмы – от долгосрочного планирования до увеличения активности участия заказчиков в работе над проектом – в конечном итоге создают условия для исключения необоснованных, ошибочных или неэффективных решений на этапе проектирования.

Губернатор Омской области Александр Бурков рассказал о ключевых инвестиционных проектах, таких как Красногорский гидроузел; модернизация нефтезавода, которая позволит повысить эффективность производства и его экологическую безопасность; строительстве Северного обхода, который позволит связать федеральные трассы Тюмень – Омск и Омск – Новосибирск.

«В первую очередь важно качество экспертизы любого проекта, особенно промышленного. Нефтеперерабатывающий завод проводит большую модернизацию. Это опасное производство, и роль Главгосэкпертизы здесь имеет ключевое значение, чтобы объект был построен в срок и был построен качественно и безопасно», – подчеркнул Губернатор.

Также Александр Бурков рассказал об обеспечении населения питьевой водой. Сейчас для водоснабжения в регионе используется 1014 скважин, но больше половины из них изношены. Восстановление скважин стало проблематичным в связи с тем, что с 2016 года для финансирования работ необходимо получать экспертизу достоверности определения сметной стоимости объектов в Главгосэкспертизе. Глава региона выступил с инициативой упростить федеральное законодательство и предоставить право выдачи экспертизы на мелководные скважины региональному государственному строительному надзору.

Кроме того, он обратил внимание на определение стоимости экспертизы многоквартирных домов и ценообразования в сфере строительства. «У нас, к сожалению, стоимость экспертизы имеет определённую цену. Получается, что цена экспертизы дома на 200-300 квартир такая же, как двухквартирный. Наше предложение – дифференцировать стоимость экспертизы, чтобы снизить стоимость самого жилья. Еще один важный момент: когда Минстрой России утверждает стоимость квадратного метра жилья для государственных нужд, нам кажется, не учитывается, что у нас в области нет ни своих инертных материалов, ни своих металлоконструкций. В цене нет транспортных и логистических затрат. У нас стоимость квадратного метра составляет 37,5 тыс. руб., в то же время в Кемерово, где есть свой металл, свой щебень, цена более 40 тыс. руб. Получается, что наши строители находятся в более сложной ситуации. И с руководством Министерства строительства России мы как раз эту тему обсудили», – рассказал Александр Бурков.

«Животрепещущие вопросы – это вопрос стоимости и качества строительства жилья для населения, вопросы сроков проектирования, экспертизы и строительства водоразборных скважин. Сроки и качество этих работ для наших муниципальных районов имеют большое значение. Это все детально обсуждалось совместно с руководством Главгосэкспертизы, были найдены реперные точки, нами были высказаны конкретные предложения по внесению изменений в федеральное законодательство. Надеюсь, что эти вопросы будут решены в кратчайшие сроки», – отметил Александр Бурков. Игорь Манылов отметил, что в том, что касается строительства водозаборных скважин, в некоторых случаях требования в части определения уровня экспертизы таких проектов, возможно, избыточны и нуждаются в коррекции. «Мы готовы собрать необходимые данные по этому вопросу и направить их регулятору, который на их основе уже сможет скорректировать сами правила», – отметил начальник Главного управления государственной экспертизы.

Отдельное внимание было посвящено вопросам развития системы ценообразования в строительстве. В ходе обсуждения вопросов определения стоимости строительства участники совещания пришли к трем выводам. Во-первых, все еще широко распространены ошибки в планировании и подготовке сметной документации, что показывает анализ поступающей документации. Кроме того, безусловно, есть и проблемы системного характера, связанные с развитием самой системы ценообразования в строительстве.

В последнее время Минстрой России активно занимался процессом совершенствования системы ценообразования. Участником этой работы Главгосэкспертиза стала в 2017 году, когда была назначена оператором федеральной государственной системы ценообразования в строительстве. «За это время была создана первичная основа для перехода к ресурсному методу: сбор данных о стоимости ресурсов и переход от традиционного базисно-индексного метода, когда все считается по давно определенным ценам и пересчитывается по индексам в текущие цены, к ценам, которые более приближены к рынку», - подчеркнул Игорь Манылов. – «Но этот переход не может быть совершен одномоментно. Быстро актуализировать все старые данные, на которых держится базисно-индексный метод, невозможно, а ресурсный еще не в полной мере может использоваться при составлении сметной документации».

Новая команда Минстроя вместе с Главгосэкспертизой предложила ряд системных решений, которые позволят существенно улучшить ситуацию. Так, например, предлагается изменить характер сбора данных: нельзя принуждать производителя, искусственно заставлять его направлять свои данные в систему. Он должен стать ее заинтересованным участником, ведь на действительно «больших данных» о реальных ценах строительных ресурсов можно правильно создать условия для корректного определения сметной стоимости.

Необходимо продолжать процесс актуализации нормативов, который, в части расценок был остановлен на законодательном уровне. При этом они сейчас используются и новые просто необходимы на переходный период для формирования объективной сметной стоимости строительства. В связи с этим министерство вносит поправки по возобновлению этой работы. Наконец, нельзя прекращать работы по разработке и актуализации норм, потому что технологии строительства совершенствуются постоянно.

«Разработка новых и корректировка действующих норм не должна проходить без участия региональных центров. Во многих регионах, тем более в Омске, работают очень сильные команды, которые, безусловно, могут внести значительный вклад в эту работу», - сказал начальник Главгосэкспертизы России. Он также добавил, что какое-то время следует поддерживать в актуальном состоянии основу базисно-индексного метода и при этом активно наполнять информационную систему.
«Процесс развития системы ценообразования идет. Да, мы сейчас находимся в переходном периоде, идет развитие и наполнение данными ФГИС ЦС. Успешное развитие всей системы и, как результат, достоверность определения сметной стоимости будет зависеть от слаженной работы всех институтов и участников рынка», - резюмировал первый замглавы Минстроя России Леонид Ставицкий. 


18.10.2018 18:25

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter