Александр Бурков
Губернатор Омской области

ВЫСТУПЛЕНИЯ > Интервью. Пресс-конференции. Встречи > Интервью

Александр Бурков: «Сделать область сильной» Газета «Красный путь» №33, 22 августа 2018 года

- Александр Леонидович, Вы быстро вошли в курс дел области. Оптимизм у Вас не поубавился? Куда ни ткни - одни проблемы, один долгострой чего стоит.

- Нет, совсем обратное, вижу, что мы можем решать те проблемные задачи, которые перед нами стоят. В Омской области интересные люди - открытые, трудолюбивые, сердечные. Есть много общественных организаций, политических партий, которые активно работают. Сейчас идет обновление команды, притирка. Поэтому, наоборот, оптимизм прибавляется, когда видишь, что эти 10 месяцев, что я работаю в области, прошли не зря, что идет программа реновации школ, детских садов, которые были в плохом состоянии.
В прошлом году, например, на подготовку школ, детских садов, колледжей, учреждений дополнительного образования и детских домов к учебному году было потрачено всего 400 млн рублей. Этого мало. В этом году увеличено финансирование ремонтных работ в 2,5 раза. Из областного бюджета выделили на это 1 миллиард рублей. В каждой третьей школе и каждом втором садике этим летом идет ремонт. Болевая точка - здравоохранение. Материальная база отрасли в очень запущенном состоянии, не хватает кадров, особенно на селе. В муниципальных районах штаты укомплектованы где-то на 30%, где-то на 40%. Но желание работать у врачей есть, люди трудятся.
Проблем много, но, как говорится, Москва не сразу строилась.

- В связи с этим - об оптимизации, всем она уже надоела...

- Все понятно, оптимизация идет не первый год. И этот тренд задан на федеральном уровне. Сегодня же, если говорить об образовании, надо отдать должное нашему министру Татьяне Васильевне Дерновой, она из учительской среды и понимает эти проблемы. Она вынуждена крутиться как белка в колесе, отстаивая интересы своих коллективов. Нет средств на учебные пособия, на тетради для учителей. Зарплату педагогам подняли в рамках майских указов, но, положа руку на сердце, надо признать, что это произошло во многом за счет увеличения нагрузки в 2-2,5 раза. Такая же ситуация и в здравоохранении. С этим тоже будем разбираться и решать проблему. И уже разбираемся. Впервые выполнены майские указы не к декабрю, как обычно, а в январе, и повышена людям зарплата уже в начале года. Нельзя не сказать о еще одной проблеме - обеспечении жильем выпускников детских домов. В списке сейчас более 4,5 тысячи человек. По закону всем им область обязана предоставить жилье, а в год приобретается для них всего порядка двухсот квартир. Ситуацию усугубляет определенный момент закрытости в чиновничьей среде. Даже мне, губернатору, бывает тяжело получить достоверную информацию. Поэтому я и обращаюсь к общественности и к партиям. Система управления нуждается в обновлении. Без «свежей крови» мы никогда не всколыхнем эту систему, а ее надо в корне перестраивать.

-Чувствуется, что Вы используете непривычные, нетрадиционные для нашего политического руководства подходы. Например, когда Вы отчитывались о проделанной работе перед депутатами Законодательного Собрания, то начали не с темы промышленности и других производственных отраслей, не с красивых цифр, а сразу с проблем: отток населения из региона, качество жизни, проблемы здравоохранения, образования, культуры, окружающей среды и даже спорта.

- Во-первых, Президент Владимир Путин поставил передо мной задачу оценить ситуацию. Он обратил мое внимание, что Омская область - это регион с высоким потенциалом, человеческим в первую очередь, промышленным, аграрным, но при этом экономические показатели очень низкие. Сегодня самый угрожающий момент - отток населения. Если территория не будет населена, сколько бы мы чего ни производили, жизни в таком регионе не будет. А решать эту проблему нужно комплексно: работать над повышением зарплат, открытием новых рабочих мест, созданием возможности для людей приобрести жилье, заниматься благоустройством, повышать комфорт и качество жизни, решать проблемы экологии, здравоохранения, образования, социальной защиты. А дальше нужно искать перспективы роста: это производство, аграрный сектор, малый и средний бизнес, налоговая политика.

- Одна из входящих в этот перечень проблем - это дороги.

Качество наших дорог я ощутил, как говорится, всеми частями тела. Когда меня спросили, на чем я поеду в район - на вертолете или машине, я, честно говоря, даже не понял вопроса и очень удивился ему. К сожалению, у нас 64% дорог регионального и муниципального значения в ненадлежащем состоянии. Дорог нет ни на юге региона, ни на севере, ни в областном центре. Это во многом результат неэффективного использования финансовых ресурсов.В конце прошлого года я жестко поставил задачу - никаких сговоров, как в прошлом году. Проанализировал итоги разыгранных на дороги миллиардов – экономия всего 4,8%! Я сразу предупредил: если будут такие же показатели в этом году, обращусь в правоохранительные органы. Это было сказано при сотрудниках УМВД на одной из комиссий по безопасности дорожного движения. На сегодня разыграно 2 млрд рублей, экономия - 240 млн рублей, то есть уже более 10%. Из этой суммы 168 млн рублей направлено на ремонт двух участков трассы Омск - Одесское, а также на восстановление дорог, пострадавших от паводка, в Муромцевском, Полтавском, Москаленском и Шерба- кульском районах. Это первое.Второе - это контроль. Столкнулся с тем, что дорожного контроля в рамках закона как такового в регионе не было. В идеале в ежедневном режиме нужно контролировать технологию. Поэтому я был вынужден принять решение о смене руководителя Управления дорожного хозяйства области. На его место пригласили человека из Томской области. Он уже работает, контролирует. Плюс к этому создали общественный контроль. Спасибо ректору СИБАДИ Александру Петровичу Жигадло за то, что специалисты института активно включились в эту работу: обучили активных жителей, которым небезразличны вопросы качества и безопасности наших дорог, предоставили лабораторию. Первые результаты уже есть. Общественные контролеры провели более десяти рейдов. За один рейд они проверяют от двух до четырех участков дорог. Например, во время ремонта дороги в Муром- цево общественники выявили ряд нарушений. Сейчас замечания устраняют. В Шербакуле общественники обнаружили проседание грунта. Сейчас подрядчик исправляет недостатки за свой счет. Когда идет сигнал от общественного контроля, приемка дороги приостанавливается, и неважно, что говорят чиновники. Все замечания должны быть устранены. Я убежден, что с помощью общественного контроля гораздо быстрее и результативнее можно навести порядок в разных сферах.

Причем контролируя не только качество, но и целевое, эффективное расходование бюджетных средств.
И еще - в работе по ремонту дорог нужна система, чего не было прежде. Нужно честно говорить людям, какие конкретно дороги и в каком году будут в их районе построены и отремонтированы, чтобы жителей не обнадеживать и не обманывать. Вчера, например, был в Русско-Полянском районе. В селе Целинном дорога - 45 километров. Из них 42 километра сделали, а 3 километра людям уже годами обещают сделать. И я об этом узнал, когда ко мне сами жители подошли и рассказали.
Сейчас минстрою поставлена задача - провести полную инвентаризацию дорог. Будем систематизировать работу.

- Не менее острая проблема во всей стране и у нас тоже - ЖКХ. Вам доводилось, судя по биографии, немало ею заниматься.

- Здесь несколько направлений развития. У нас нет четкой системы контроля закупа угля. В районах кто-то покупает казахстанский уголь, кто-то кемеровский. Причем делают это не летом, а осенью и зимой, когда цена на уголь уже выросла. Потом начинаются вопросы по тарифообразованию, у населения возмущение: почему мы платим по 5000 рублей только за одно отопление? При этом есть более дешевое альтернативное топливо - щепа, пеллеты, которые можно производить на севере. Задача минстрою поставлена. Сейчас при разработке стратегии развития региона до 2024 будем
учитываться, где будут переведены котельные на альтернативное древесное топливо. К примеру, в Муромцевском районе на пелле- тах уже большая часть котельных работает. И жалоб от людей я там не слышал.
О газификации. Правительство должно понимать, в какие населенные пункты в перспективе вести газ. Программа газификации была утверждена до меня. На встрече с руководством Газпрома я убедил Алексея Борисовича Миллера увеличить ее финансирование в четыре раза - до 1 млрд 80 млн рублей. Благодаря этому будут построены магистральные газопроводы в Тюкалинском, На- зываевском и Большереченском районах. Да, массовое подключение населенных пунктов в этом году мы не увидим, но мы корректируем программу, чтобы как можно больше сел подключить к газу в будущем.

Как ни парадоксально, в 12 населенных пунктах области с людей несколько лет назад собрали деньги, пообещав им газ. Где-то ничего не сделали, где-то только разработали проект, где-то проложили внутрипоселковые сети, а магистральный трубопровод вести там и не планировалось!? И самое страшное то, что подключить такие деревни сейчас невозможно - их нет в плане газификации и деньги на них не заложены.

- А когда пройдет энное количество времени, надо будет заново делать проект, потому что все сроки прошли, и опять с людей собирать деньги... Наследство досталось тяжелое. Тут уместно сказать о похожей проблеме - о проблеме дольщиков.

- Об этом чуть позже, а пока вернусь к другим проблемам ЖКХ. Здесь необходимо повышать правовую грамотность собственников жилья. Как показала практика, те советы многоквартирных домов, которые знают свои полномочия и активно ими пользуются, в итоге выстраивают с управляющими компаниями конструктивный диалог. В результате решаются многие проблемы, в том числе и застарелые, делаются перерасчеты.

Есть вопросы тарифной политики, с которыми еще предстоит разобраться. Мне поступает много обращений, связанных с высокими тарифами на услуги ЖКХ, в том числе из районов области, где заработная плата и без того ниже, чем в Омске. Там также нужно вместе с инициативными жителями детально проверять обоснованность начислений. И один из самых сложных вопросов, который предстоит решать, - высокий износ коммунальных коммуникаций. Сети, доставшиеся нам с советских времен, сегодня нуждаются в модернизации, а на это требуются огромные финансовые средства. Что касается дольщиков, то это одна из тяжелейших проблем. Когда я приехал в Омскую область, мне сказали, что в списке долгостроев 31 дом, при этом в официальный реестр пострадавших граждан на основании их личных заявлений включено 647 человек. Начал разбираться в ситуации - оказалось, что от действий застройщиков пострадало 3100 человек. Кто-то из застройщиков уже срок отсидел или сбежал, а дома стоят брошенные. Есть среди дольщиков и те, кого обмануло региональное правительство, создавшее фонд «Жилище», которое бросило строительство домов по улице Мишина. И один из них сейчас в аварийном состоянии. Но благо экспертиза показала, что он подлежит восстановлению. Над решением проблем дольщиков ведется работа, но главная загвоздка в том, что нельзя по закону оказать им прямую финансовую помощь. Это будет нецелевое расходование бюджетных средств. За бюджетные деньги оказывается помощь им с благоустройством, договариваемся с ресурсными организациями о бесплатном подключении домов к сетям. Приняли закон, по которому застройщики, готовые 10% своего жилого фонда предоставить обманутым дольщикам, могут получить землю без конкурса. Уже сформированы четыре земельных участка, продолжается работа по формированию остальных. Этот вопрос обсуждался с девятью крупными строительными организациями. Согласие пока ни от кого не получили. Это и понятно. Строительный рынок переживает не самые лучшие времена - остаются нераспроданными около 3,5 тысячи квартир. Но эту тему не упустим из повестки дня.

- Может, их предоставить выпускникам детских домов, которые в очереди на жилье стоят?

- Если квартиры подходят по стандартам, почему и нет. Но это вопрос денег. На приобретение квартир для детей-сирот деньги выделяет Федерация, а область лишь дает свою долю софинансирования.

Теперь к вопросу о строительном рынке. В этом году заложено в бюджете 360 млн рублей на компенсацию льготных ипотечных кредитов - запущена программа 6-процентной ипотеки. Уже 2 тысячи человек подали заявки на участие в ней. Таким образом, можно привлечь деньги банков, влить их в экономику региона и простимулировать спрос на жилье. Кстати, перед строительными компаниями, которые хотят участвовать в программе льготной ипотеки, поставлено условие

- помочь с решением проблем дольщиков. Два застройщика уже дали согласие на это.

- О состоянии нашей областной казны - с чем Вы столкнулись, начав работу в регионе?

- Судите сами. Бюджетная потребность региона - более 90 млрд рублей. Мы собираем налогов - 58 млрд рублей, а долг бюджета - 46 млрд рублей. У Омска бюджет - 15,5 млрд рублей. При этом администрация города обязана исполнить судебные решения о ремонте многоквартирных домов на общую сумму 12,6 млрд рублей, плюс на 3 млрд - предписания прокуратуры по аварийному жилью и 6 млрд рублей - долги перед коммерческими банками. Это то наследство, которое досталось новому мэру Оксане Николаевне Фадиной. Сумма долгов больше, чем бюджет города Омска. Мы просто обязаны резко «взбодрить» все отрасли. Нужны развернутые и конкретные программы действий - ближайшие и на перспективу. Эта работа уже ведется. Одновременно свои программы с указанием конкретных объектов строительства и технического перевооружения представили по нашему требованию все муниципальные образования. Правительство их дотошно рассмотрело. Цели, словом, определены - теперь дело за реализацией планов.

- Наши читатели - в курсе, что большая часть налогов, собираемых на территории области, уходит в центр. Но есть ведь возможности шире привлекать федеральные средства. Насколько эффективно нынешнее Правительство региона использует механизм софинансирования? Некоторые министерства умело используют эту возможность, и в результате на один рубль областного бюджета удается привлечь на территорию региона несколько рублей федеральных средств. А иные отрасли, похоже, дремлют!?

- Здесь два момента. Первое - софинансирование муниципалитета с федеральным центром. У Москвы такая позиция: если вам что-то надо, обращайтесь и доказывайте, мы готовы участвовать в софинансировании. А есть другая практика. Например, жители поселка Алабота - он находится на пути из Павлоградки в Русскую Поляну - решили сами построить газопровод. Собрали деньги, пригласили строителей. У них это вышло в разы дешевле, чем за бюджетные деньги.

Вот сейчас, формируя стратегию развития региона, предусматриваем увеличение объемов строительства жилья для молодых специалистов на селе. И как сделать лучше: построить дом и предоставить молодому специалисту его в найм или софинансировать ему строительство дома. Это бюджету будет дешевле и для специалиста лучше. Он будет строить для себя, значит, качественно и по минимуму затрачивая средства. Вот в этом направлении должно быть софинансирование. Правительство области готово участвовать на условиях 50 на 50.

Активизирована работа правительства области с федеральным центром. Приглашали заместителя Председателя Правительства Виталия Леонтьевича Мутко и других федеральных министров, проговаривали с ними вопросы софинансирования. Результаты есть. Например, региону будут выделены средства на решение проблем брошенных мусорных полигонов. Кроме того, область вошла в федеральную программу строительства школ. Уже готовы проекты на два учреждения. В 2019 году начнем строительство школы в Исилькуле на 550 мест и в Амурском поселке более чем на тысячу мест.

- Вы уже побывали во всех сельских районах?

- Пока не во всех. Осталось буквально три района.

- На воду Вам наверняка везде жаловались?

- Это большая проблема. Только 70% жителей обеспечены водой соответствующего качества. По данным минстроя, около 150 населенных пунктов живет на привозной питьевой воде. Это в двадцать первом-то веке!
По моему поручению на ближайшие 10 лет разработана программа по решению этой проблемы. Цена вопроса - 12,9 млрд рублей. Областной бюджет эту сумму в полном объеме не вытянет. Приглашалось руководство Министерства экологии и природных ресурсов РФ. На позапрошлой неделе приезжала большая делегация федеральных чиновников. Региональное правительство свои проблемы обозначило, как и необходимость поддержки для их решения. В результате министерство готово Омскую область включить в программу «Чистая вода» в рамках национального проекта по экологии. Сейчас на федеральном уровне решается вопрос - включать в программу только города или еще и муниципальные районы. Я считаю, что в программе нужно учитывать прежде всего сельские населенные пункты, где наиболее плачевная ситуация.

Есть еще один проблемный вопрос. При строительстве даже мелководной скважины необходимо в Москве получать экологическую экспертизу проектно-смет- ной документации. Ее цена порой сопоставима со строительными работами. Предложено отдать этот вопрос на уровень регионов. Это позволит сократить и время, и затраты на подготовку необходимых документов. Надеюсь, нас услышали. Фактически сегодня в населенных пунктах правительство вынуждено менять скважины в рамках ЧС.

Здесь также важно выстроить систему, определиться, в каких населенных пунктах нужно строить скважины, а в каких прокладывать водозабор с Иртыша и строить очистные сооружения.

- У Вас есть жизненное кредо или ряд жизненных правил, которые Вы стремитесь соблюдать?

В жизни я руководствуюсь двумя правилами. Одному меня научил отец. Другому - мама. Отец был жестким, а мама - более мягкая. Но при этом она меня никогда не жалела. Если отец ругал, мама понимала, что за дело. Отец в детстве всегда мне говорил: «Нет слова «не хочу», есть слово «надо». А мама - что я должен уметь слышать людей. Этими правилами я и руководствуюсь: если задача поставлена, ее нужно решать и всегда слушать людей. Я считаю, для работы во власти это самое главное. Например, меня часто спрашивали, откуда я взял идею законопроекта о национализации имущества неэффективных собственников. Его я в свое время вносил в Госдуму, и КПРФ, кстати, поддержала этот законопроект. На самом деле его идею мне подсказали люди. Я много общался с работниками заводов. Люди рассказывали: дескать, приходит «новый русский» руководить заводом - сначала он снимает деньги со счетов, дальше продает готовую продукцию со склада, потом распродает сырье. И таким образом приводит завод к предбанкротному состоянию. А дальше он, директор, «пилит» оборудование и станки, и завод умирает. Нужно было, чтобы государство вмешивалось в такие ситуации и не позволяло убивать работающие предприятия. Я разработал юридическую схему, предусмотрел, чтобы решение по национализации принимала не исполнительная власть, а парламент. Если предприятие региональное, то региональный парламент, если федерального значения, то российский парламент. Кто бы что ни говорил, я убежден, что бюджеты страны и области - действительно социальные, в этом, кстати, в том числе и заслуга КПРФ. Ежедневная постоянная защита прав граждан и активность депутатского корпуса дает свои результаты. Идея «материнского капитала» в свое время была предложена депутатами «Справедливой России». Потом его принял Президент страны, и этот механизм сегодня работает. Вода камень точит.

- Как Вы считаете, активны ли чиновники наших министерств?

- Безусловно, до моего приезда у них была более размеренная жизнь. Я придал работе быстрый темп, и многие не справляются. Мне важно другое - чтобы они сами работали, как институты, а не за них кто-то сверху решал. Чтобы они встречались с людьми и видели проблемы. Я заставил ездить в районы не только министров, но и заместителей председателя Правительства, которые прежде редко выезжали в область. Если я еду в район, все министры должны там провести общественный прием.
Хотелось бы, чтобы в органы власти приходила молодежь. Она креативная, энергичная и прогрессивная. Будем привлекать молодых людей на должности специалистов, пусть растут.
нужно еще работать со структурой Правительства. Я не хочу рубить шашкой с порога, нужно понять структуру экономики, какие ведомства нам нужны.

-То есть предполагается реформа регионального Правительства?

- Да, думаю, осенью будет рассматриваться этот вопрос.

- Связанный с этим вопрос о коррупции. Понятно, что все основные скандалы - это шлейф от предыдущего руководства области. Как Вы будете бороться с коррупцией?

- Только система общественного контроля может повлиять на это. Как пример - «черные» лесорубы в Тарском районе. То, что остановлена их деятельность, - это целиком заслуга ОНФ. Сейчас правоохранительные органы занимаются этим делом, и рано или поздно всплывет информация, кто из органов власти помогал «черным» лесорубам. Не должно быть политической монополии. Всегда должна быть другая сила - общественная.

- КПРФ поддержала Вашу кандидатуру на выборах Губернатора Омской области. Что значит для Вас возможность работать с разными политическими партиями и течениями?

- В первую очередь, это разнообразие мнений и позиций. Это уже не одноканальная система, а многоканальная. На Руси всегда говорили: одна голова хорошо, а две лучше. Именно это разнообразие мнений позволит принимать наиболее правильные для населения решения.

- Что бы Вы хотели в завершении нашей беседы сказать омичам?

- Главное - это позитивный настрой. На протяжении нескольких лет некоторые СМИ давали пессимистическую оценку положению дел в области. Да, действительно, проблем у нас много, но и много хорошего есть. По роду своей деятельности я побывал практически во всех регионах страны. В отличие от других, в Омской области сохранена сильная наука, работают высокотехнологичные предприятия, есть крепкое сильное хозяйство. Уровень культуры высокий - мало где столько театров и музеев работают. Омская область - это и спортивный регион. У нас проводятся много соревнований, в которых участвует большое количество людей.

А мы не хотим всего этого замечать и не ценим то, что имеем. Это неправильно.

У нас, еще раз скажу, есть реальные возможности резко прибавить во всем, на всех направлениях.


 

22.08.2018 00:00

версия для печати