ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

26 декабря 2017 года, 15:14

Послание временно исполняющего обязанности Губернатора Омской области Л.А.Буркова Законодательному Собранию Омской области «Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики на 2018 год» / 26 декабря 2017 года

Уважаемый Владимир Алексеевич!

Уважаемые депутаты, жители Омской области!

Бюджетное послание – подведение итогов прошедшего финансового года и одновременно момент, когда формулируются задачи на следующий.

Уходящий 2017 год характеризовался противоречивыми тенденциями социально-экономического развития как России в целом, так и нашего региона. Однако итоги развития Омской области позволяют говорить о ряде положительных результатов, которые были достигнуты в этом году в тесном взаимодействии Правительства с депутатским корпусом, бизнесом, наукой и общественностью.

Наш регион получил 8,5 миллиардов рублей на сбалансированность бюджета - больше, чем кто-либо другой в стране. Это позволило нам впервые за долгие годы сверстать профицитный бюджет, сохранив при этом основные социальные обязательства.
Выполнив это условие, мы получили право на участие в инициированной Президентом программе реструктуризации бюджетного долга и заканчиваем год на позитивной ноте.

2017 год можно назвать переломным в плане экономики как для всей страны, так и для нас в Омской области. Мы видим признаки роста. Доходы бюджета по сравнению с 2016 годом выросли на 3,4 млрд., правда, доля собственных поступлений составляет лишь половину от этой суммы, показывая рост чуть больше 3%. Как говорится, есть куда расти.

Мы начали расплачиваться по долгам. Это важно, если мы хотим нормально работать и развиваться. Госдолг весом в 80% от собственных доходов бюджета – это камень, который тянет нас на дно. В 2018 году мы приступаем к постепенному снижению этой нагрузки, поэтапно – не менее 2-3 процентных пунктов ежегодно. При этом расходы на обслуживание госдолга снижаются в абсолютных цифрах на 200 миллионов рублей. Это живые деньги, высвобождаемые для нужд жителей области.

Бюджетная система становится более стабильной. На низком уровне сохраняется инфляция – 2,8%. Чувствительно растет промышленное производство – 4,4% (за 11 мес.), а в обработке еще больше – 4,9% (за 11 мес.). Однако динамика роста валового регионального продукта не столь впечатляющая – плюс 0,7%, это ниже среднего показателя по стране.

Незначительно увеличилась реальная заработная плата – всего на 3,6%, а вот внутренний потребительский спрос -розничная торговля выросла на 7,1%. Это позитивный признак.

У нас по-прежнему слишком мало доходов по сравнению с уровнем обязательных расходов. Тем не менее мы не можем, и не будем резать социалку. При этом нужно трезво смотреть на вещи – грешно просто «проесть» те средства, которые нам выделает федерация. Их немного – из 73 млрд. рублей областных расходов «бюджет развития» региона составит в 2018 году всего 4,4 млрд. рублей.

Мы должны уходить от практики «всё взять и поделить» в тиши кабинетов. Решения по бюджету развития должны приниматься совместно с гражданами.

Вообще я призываю уделить гораздо больше внимания обратной связи с жителями области. Мы видим проблемы, статистику, показатели, но не видим за ними людей. Пример, миграционный отток. За 10 месяцев 2017 миграционная убыль в регионе составила 8800, а по итогам года грозит превысить 9 тысяч человек. Этот проблемный вопрос будет в центре нашего внимания в следующем году.

Казалось бы, работы нет? Есть. Омск как раз уникален тем, что выпускникам есть куда идти, масса работающих производств. Зарплата маленькая – да, уровень ниже, чем у соседей. Но купить на эту маленькую зарплату у нас можно больше, чем у них, потому что цены у нас лучше. Досуг? Омск – одна из российских культурных столиц. Так в чем же дело? Почему люди покидают регион? Я вам отвечу: не видно перспективы. Живем в стиле «неуверенной партии»: так, средне. Еда, вода и что-то из бытовой техники. Конечно, будет бежать молодежь. Кто-нибудь сделал вывод? Спросил у ребят, что нужно сделать, чтобы они звали в Омск своих друзей, а не ехали к ним, в другие города? Считаю, что региональному Правительству необходимо сконцентрироваться в первую очередь на решении этой проблемы.

Подчеркиваю – не только социальному блоку, а всему Правительству Омской области. Мы должны создать точки притяжения, магниты, к которым будут тянуться люди.

Безусловный приоритет 2018 года - это повышение уровня жизни омичей. Рост уровня реальной заработной платы во всех сферах, увеличение доступности товаров и услуг, а в первую очередь – жилья.

Нужна глобальная перестройка мышления чиновников на всех уровнях государственной власти. Нам предстоит ввести принципиально новые критерии KPI – коэффициента полезного действия служащих, и ключевым моментом здесь будет удовлетворенность их работой простыми гражданами.

О стратегии дальнейшего развития Омской области.

Решение существующих проблем будет зависеть от наших усилий по развитию конкурентоспособной структурно сбалансированной экономики области.

Наш регион является типично индустриальным, где доля обрабатывающих производств в структуре ВРП превышает 30%. Сегодня во всем мире актуализируется проблема возрождения на новом технологическом уровне индустриального развития. Проведение новой индустриализации на основе инновационной компоненты позволит области более уверенно развиваться в условиях наступающей четвертой промышленной революции. Ее главными технологическими драйверами становятся цифровые и аддитивные технологии, робототехника, промышленный Интернет, которые проникают в традиционные отрасли и радикально меняют их облик. Реализация технологических достижений в нашей области потребует пересмотра способов организации бизнеса, его серьезной государственной поддержки, что повысит значимость партнерства властных структур с бизнесом, наукой и общественностью.

Сегодня федеральный законодатель обязывает нас в течение 2018 года разработать долгосрочную стратегию социально-экономического развития Омской области. На мой взгляд, в этой стратегии одно из центральных мест должно быть уделено созданию такой среды для развития инноваций, которая позволит на основе гармонизации интересов участников инновационного процесса обеспечить их эффективное сотрудничество.

Именно инновации должны стать основным фактором повышения конкурентоспособности экономики, расширения масштабов бизнеса, повышения прибыли бизнес-единиц и в целом экономического роста региональной экономики.

Мы должны иметь ясное представление о том, какой мы хотим видеть Омскую область, как нам сформировать тот «образ будущего», который будет привлекателен для жителей области, для бизнеса, для инвесторов, для людей, интеллектуальный потенциал которых и будет составлять основной ресурс, ценность и богатство нашей территории.

При разработке региональной Стратегии в части промышленного и инновационного развития необходимо учитывать те новые тренды технологического развития, которые обязывают нас кардинально пересмотреть концептуальные подходы к развитию промышленности, сложившиеся в последние десятилетия XX века.

Один из таких трендов связан со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий и появлением такого феномена как цифровая экономика. В настоящее время доля цифровой экономики в ВВП России составляет менее 4% (Великобритания – 12%, США – 11%, Китай – 10%).

В то же время темпы роста объема отечественной цифровой экономики уже сейчас превышают темпы роста ВВП. За период с 2011 по 2015 годы ВВП России вырос на 7%, а объем цифровой экономики за этот период - на 59%. Конечно, здесь сказывается эффект низкой базы, но прирост ВВП России за отмеченный период на 24% был обеспечен именно цифровой экономикой.

По заявлению Президента России Путина В.В. формирование цифровой экономики в сегодняшних условиях – это «вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентоспособности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу».

Цифровая экономика - это своеобразный экономический уклад, когда ключевым фактором производства в хозяйственной деятельности становится цифровой актив, где данные создаются, передаются, хранятся. На основе анализа этих данных принимаются управленческие решения, позволяющие повысить эффективность экономики, эффективность управления, а значит и повысить качество жизни.

Поручаю Министерству экономики совместно с Главным управлением информационных технологий в течение первого полугодия 2018 года разработать концепцию региональной программы развития цифровой экономики.

Омская область является регионом, где среднедушевой объем инвестиций составляет 27 тыс. руб., что в 1,75 раза ниже аналогичного показателя по Сибирскому округу и в 2,4 раза ниже, чем по Российской Федерации в целом.

Необходимо сегодня открывать двери для инвестиций, предоставляя налоговые преференции. Да, будут выпадающие доходы. Пусть мы недополучим налог с прибыли или с имущества, зато получим новые рабочие места и гарантированный рост НДФЛ с них, как это сегодня происходит во многих соседних регионах.

В дополнение - новая волна экономического роста региональной экономики может быть инициирована ростом открытости экономики, включением бизнес-структур в глобальные цепочки добавленной стоимости.

При возможной децентрализации системы управления вся ответственность за экономическое состояние регионов, за умение привлечь на свою территорию инвестиционные ресурсы ложится на органы законодательной и исполнительной власти нашей области.

Должны быть использованы все имеющиеся возможности привлечения инвестиций, в том числе и из Федерального бюджета, в том числе такие новые инструменты поддержки промышленной деятельности, как Фонд развития промышленности, специальные инвестиционные контракты. Фонд развития промышленности (ФРП) софинансировал больше 160 проектов в 48 регионах России на общую сумму свыше 39 млрд. руб.

Мы уже наработали свою успешную практику взаимодействия с ФРП. Фонд поддержал три проекта омских компаний на 800 млн. рублей, что само по себе большой "плюс", но потребность гораздо выше. Поэтому мной была поставлена задача создания областного фонда развития промышленности.

Он должен стать одним из элементов собственного "бюджета развития", в который должны войти прямые субсидии по договорам лизинга и модернизации оборудования, гранты для начинающего бизнеса, возмещение по социальным предпринимательским проектам.

Несомненно, в области существует высокий запрос на обновление отношений между властью и бизнесом. Вряд ли я ошибусь, если назову недостаток конструктива в этих отношениях одной из причин оттока населения и бизнеса из региона. Ситуацию нужно менять.

Мы должны быть готовы к принятию не только чисто экономических мер поддержки, но и административно-организационных. Необходимо существенное упрощение целого ряда процедур таких, как ввод линейных объектов, получение разрешений на строительство, доступ к данным о наличии тех или иных ресурсов. Сроки исполнения с нашей стороны должны быть сокращены в разы.

Сам принцип работы кардинально изменен, начиная от введения системы «одного окна» и заканчивая штатом персональных менеджеров, готовых к сопровождению инвесторов, «от встречи в аэропорту до перерезания ленточки на открытии завода».
Все это позволит улучшить позиции региона в Национальном инвестиционном рейтинге, в котором сегодня мы лишь на 66 позиции.

Обращаюсь к депутатам. Более 60 регионов приняли законы, упрощающие процедуру ввода линейных объектов. Прошу, уважаемые коллеги, принять эти позитивные изменения в законодательстве и в нашем регионе.

Сегодня очень слабо работает механизм ГЧП – государственно-частного партнерства. Необходимо развивать практику концессионных соглашений. Но не так, как сегодня в сфере ЖКХ, когда частные компании взяли в руки государственную собственность, поматросили и бросили. А деньги вывели в офшоры.

Прошу правоохранительные органы ставить такие ситуации под особый контроль.

Отдельное внимание мы должны уделить вопросу эффективности компаний с участием Омской области и муниципалитетов. Практика показывает, что региональный и муниципальные бюджеты в подавляющем большинстве случаев субсидируют эти компании, генерирующие убытки.

Поручаю Министерству имущества и Управлению финансового контроля провести в первом квартале 2018 года внешний финансово-экономический аудит предприятий с госучастием Омской области.

Недопустимо, когда предприятия, единственным учредителем которых является Омская область, приносят огромные убытки, годами находятся в предбанкротном состоянии. Шантажируют остановкой деятельности, чреватой тяжелыми социальными последствиями. Недавний инцидент с АО "Омскоблавтотранс" показал нам во всей красе такой сценарий. Очевидно, что подобные модели хозяйствования, управления и построения взаимоотношений с учредителем не оправдывают себя.

Еще раз выскажу мнение: бизнесом должен заниматься бизнес, он всегда находит более эффективные модели, потому что в противном случае оказывается нежизнеспособен. У него нет за спиной доброго «дяди с казенной мошной».

Считаю среди наших задач одной из важнейших выработку внятных правил игры, обязательных для всех, включая предприятия с госучастием. Правила, подразумевающие социальную ответственность и равный доступ к господдержке.

Теперь хотел бы остановиться на отдельных стратегических моментах, нашедших свое отражение в бюджетах 2017 и 2018 годов.
Начну с важнейшего. Это, конечно, здоровье. Это здравоохранение, которое мы все привыкли ругать и часто, конечно, для этого есть основания. Могу заверить, что все сигналы, получаемые с мест, фиксируются и анализируются. По ним ведется работа.
Справедливости ради отмечу, что у нас есть основания и гордиться нашим здравоохранением, и есть что развивать в этой области.

В 2017 году наш регион принял участие в приоритетном проекте «Обеспечение экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах». Это санавиация, вертолеты Ми-8, пришедшие на смену Ми-2. Результат на сегодня –366 вылетов. Это осложнения беременности, дети, в том числе до года, инсульты, инфаркты, тяжелые травмы. Вывезено 479 человек. По меньшей мере сотне наших людей эта программа спасла жизнь.

Мы активно развиваемся в плане современной медицины. Почти 9000 омичей получили в 2017 году высокотехнологичную помощь по направлениям онкологии, ортопедотравматологиии, в области сердечно-сосудистых заболеваний. По таким направлениям, как хирургия позвоночника, лечение бесплодия, наши врачи имеют уникальную квалификацию. И мы должны это использовать. Это сильнейшая точка притяжения.

Необходимо сделать медицину доступной в каждом районе. В Омской области 29 населенных пунктов с населением от полутора тысяч человек не имеют даже фельдшерско-акушерских пунктов. В тоже время сегодня 260 ФАПов из 780 стоят пустые, без медицинских работников. Выпускники-медики не хотят ехать на село.

Поручаю Правительству Омской области, Министерству здравоохранения совместно с Минстроем и Минимущества в течение 2018 года решить вопрос с наполнением персоналом и техникой пустующих ФАПов, а также в течение года реализовать программу установки 30 новых фельдшерско-акушерских пунктов. Рассмотреть при этом возможность использования современных модульных конструкций, возможно, с комфортными жилыми помещениями для врачей и фельдшеров, комнатами для приема больных и оказания медицинской помощи.

В 2018 году в Омске должно быть завершено строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по ул. 70 лет Октября, введена в эксплуатацию Детская городская клиническая больница №3.

Нами с вами, коллеги, запланировано 200 миллионов рублей на проведение капитального ремонта крупных стационаров города и районов и 300 млн. рублей на приобретение дорогостоящего рентгенологического, эндоскопического и реанимационного оборудования.

В 2017 году мы обновили парк автомобилей «скорой помощи» на 33 автомобиля. В 2018 планируется приобретение 60 автомобилей для участковой педиатрической и терапевтической служб, 25 автомобилей для транспортировки больных с хронической почечной недостаточностью на регулярные процедуры гемодиализа.

Подчеркну, все вышеперечисленное – это лишь меры первой необходимости. Не следует воспринимать их как некое достижение. И в том скромном бюджете развития, о котором мы говорим, мы будем искать место дополнительным мерам. Они необходимы. Развитие медицины, вложение в здоровье граждан – это одна из самых выгодных для государства инвестиций. Будем помнить об этом.

Вторая по значимости задача, стоящая перед нами, это развитие системы образования всех уровней. Она была и остается в центре внимания Правительства Омской области. Должен сказать, что именно в этой сфере уже существует мощная точка притяжения. Более 20 тысяч студентов ежегодно приезжают в Омск учиться из соседних регионов и стран.

На достаточно высоком уровне решается вопрос с детскими садами, обеспечивается доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Завтра нам предстоит следующий шаг. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил новую задачу – создание яслей для детишек в возрасте до трёх лет. И мы готовы начать работу в этом направлении.

О школьниках. В 2017 году произведена закупка 71 школьного автобуса. В 2018 году обновление и расширение парка должно продолжиться.

Должен отметить тяжелое положение с состоянием зданий школ. В ряде случаев, особенно в районах области, оно просто плачевное. Какой бы ни была сложной финансовая ситуация, считаю, что мы должны начать предпринимать меры по приведению школ в порядок. Хотя бы, начиная с элементарных вещей, заменить окна, чтобы в классах стало тепло, отремонтировать текущие кровли.

На первом этапе уже с начала 2018 года на эти цели поступят 200 миллионов рублей. Такая практика должна стать регулярной. Поручаю Министерству образования создать дорожную карту реновации школьных зданий в рамках соответствующей губернаторской программы.

Не меньшее значение для будущего наших детей имеет дополнительное образование. В этом плане Омской области есть что показать. На базе пяти государственных учреждений функционируют ресурсные центры дополнительного образования. Будем развивать стажировочную площадку по проблемам введения в Омской области новых направлений технического творчества, сопровождения одаренных детей в условиях техносферы на базе Центра развития креативности детей и молодежи "Технопарк". В Омской области есть все предпосылки для появления своего "регионального Сириуса", по образцу Сочинского. Я уже успел пообщаться с омскими работодателями и хочу развеять миф о невостребованности в Омске молодых кадров. Сегодня руководители предприятий, особенно связанных с высокими технологиями, понимают стратегическую значимость работы по подготовке перспективного кадрового резерва.

Реальная потребность в кадрах уже в 2017 году возросла на 25% по сравнению с прошлым годом. А если посмотреть перспективу ближайших трех лет с учетом запуска и реализации новых инвестиционных проектов эта цифра составит порядка 90 тысяч человек. Специалистов ждут на промышленных предприятиях, в обрабатывающем производстве, в сельском хозяйстве. Именно эти отрасли больше всего заинтересованы в наших выпускниках.

Задачей 2018 года станет создание на территории Омской области рабочих мест для молодых специалистов и связанная с этим работа по выстраиванию системной кадровой политики, организации практико-ориентированного обучения, улучшению диалога с работодателями по стажировкам, прохождению практик, профадаптации и закреплению студентов на конкретных рабочих местах, возрождению системы патронатства.

В этом заинтересованы не только мы, но и работодатели. Поручаю Министерству образования совместно с Министерством экономики, Министерством промышленности, Министерством сельского хозяйства организовать эту работу совместно с ведущими предприятиями Омской области. Это еще одна точка притяжения. Как один из вариантов ее развития – создание биржи перспективных рабочих мест, на которой работодатели смогут размещать свои заказы на специалистов, планировать их привлечение еще на этапе проектирования бизнеса.

Хотел бы коснуться темы культурной жизни региона.

Омская область – пилотный регион программы модернизации сельских кинотеатров и программы «местный дом культуры». К декабрю 2017 мы получили новые кинотеатры в 29 районах области. Капитальный ремонт проведен в 24 домах культуры. Еще 2 построены заново. Хочу поблагодарить депутатский корпус за активную помощь в этом вопросе. В будущем году программа поддержки культуры в районах будет продолжена.

Главная наша победа уходящего года – открытие исторического парка «Россия – моя история». Мы получили уникальный культурно-образовательный комплекс. Только за первый месяц его посетили 45 тысяч человек.

Реконструкция здания для «Сибирского Эрмитажа» будет продолжена, открытие планируется на 2019 год. Театр «Галерка» практически готов. С весны планируется монтаж оборудование. Рассчитываем, что в 2018 театр наконец получит новый дом.

Нам есть чем гордиться и в области спорта - как в плане высоких достижений наших спортсменов, так и в плане инфраструктуры.
По программе «Газпром-детям» в этом году построены 8 комплексных спортивных площадок и пришкольных мини-стадионов, продолжается строительство хоккейной академии «Авангард», в которой будут два крытых ледовых поля, тренажерные залы и гостиница.

Академия - мощная точка притяжения молодых спортсменов. Что это значит для области? Это прежде всего создание условий для развития хоккея в регионе, ведь талантливые ребята из области смогут тренироваться и жить в созданных для них условиях, более того нескольких сотен семей, вместе со своими талантливыми детьми могут переехать к нам из других регионов и получат решающий стимул остаться в Омске. Завершение строительства академии планируется осенью 2018.

Так же мы запланировали строительство трех крытых хоккейных кортов, реконструкцию футбольного поля стадиона Динамо. Будет проведён капитальный ремонт стадионов в Седельниковском и Крутинском муниципальных районах.

Как и во всех других отраслях, в спорте мы должны провести ревизию всех наших ресурсов и возможностей. Прежде всего в человеческом плане.

Наравне с хоккеем, в котором Омская область традиционно сильна, нужно обратить внимание и на другие виды спорта.

Поручаю Министерству спорта проработать вопрос создания Академии биатлона имени Яны Романовой, нашей серебряной медалистки Олимпийских игр в Сочи. У нас есть необходимая база, у нас есть ее имя, огромный опыт и талант Яны. И это точка притяжения для сотен и сотен мальчишек и девчонок, это наши будущие чемпионы.

Попрошу так же определить возможность развития на профессиональном уровне сектора единоборств. Здесь омские имена тоже гремят на весь мир – у нас есть Алексей Тищенко и Александр Шлеменко. Из школ и клубов могут вырасти академии, интернаты. Мы можем претендовать на проведение у нас статусных поединков, но тут нужно думать об инфраструктуре.

По велоспорту – у нас один из трех российских треков, притом один из лучших, современного образца. Есть возможность дооборудовать его и принимать Кубки и Чемпионаты мира. И к нам поедут, потому что знают омскую школу. И на сборы будут приезжать, и на соревнования. Вот еще один тренд для развития.

По художественной гимнастике. Созданные условия и тренерские кадры решают задачу завоевание медалей любого уровня. Наши тренеры в Центре художественной гимнастики доказали, что все цели достижимы!

Олимпийские чемпионки и чемпионки Мира и Европы последних лет, такие как Евгения Канаева, Вера Бирюкова, Ксения Дудкина, Ирина Чащина – с этими именами мы связываем будущее не просто омской, но российской, мировой гимнастики.
Мы видим конкретный результат работы Центра, и ставим задачу не снижать темпа и результатов! Пусть родители привозят своих девчонок из других регионов, а наши тренеры сделают из них чемпионов!

Хотел бы обратить внимание на состояние омского футбола. Мягко говоря, нам есть куда развиваться в этом направлении. Мне кажется, десятки тысяч мальчишек, гоняющих мяч, да и взрослые болельщики хотели бы видеть футбол в числе одного из приоритетов для областного Правительства.

Ну и конечно, нужно уделить внимание массовой спортивной культуре. Сегодня мы прорабатываем вопрос строительства уникального скейтпарка, всесезонного, с освещением и местами для зрителей, пригодного как для проведения соревнований высокого уровня, так и для отдыха горожан. Хочется сделать такой объект, какого нет ни у кого из соседей.

О социальной политике. Она была и остается приоритетом для работы Правительства Омской области. Это нашло отражение и в проекте бюджета 2018 года. Мы сумели сохранить базовые показатели, и ставим перед собой задачу развития в этом направлении. Принят ряд ключевых решений.

В настоящее время предоставляется 80 мер социальной поддержки, из которых 40 финансируются исключительно за счет средств областного бюджета. 540 тысяч омичей являются получателями тех или иных видов социальной поддержки.

Министерством труда подготовлен проект закона, который возобновляет с 1 января 2018 года льготу по оплате ЖКУ постоянно проживающим в сельской местности работникам государственных и муниципальных учреждений культуры, а также пенсионерам, которые проработали в этих учреждениях более 10 лет. По оценке льготой воспользуются около 7 тысяч человек.

Другое важное социальное решение – это сохранение и расширение направлений использования областного материнского капитала в размере 138 тысяч рублей. В текущем году введена возможность досрочного использования средств областного материнского капитала на газификацию жилого помещения.

Вводится ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующего детей, со дня рождения и до достижения им возраста 3 лет. Речь идет о ежемесячной выплате 9 тысяч 300 рублей. Получателями данной выплаты станут 5 тысяч семей. Это существенно поддержит многодетные семьи и будет способствовать улучшению демографической ситуации.

В 2017 году стартовала реализация первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения на территории Омской области. Это планомерная работа по улучшению качества жизни граждан старшего поколения.

В рамках Стратегии реализуются программы содействия семьям, осуществляющим уход за тяжелобольными гражданами пожилого возраста и инвалидами, школы реабилитации и ухода. Это позволит снизить потребность тяжелобольных и инвалидов в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания. Только за год необходимые навыки по уходу за пожилыми людьми и инвалидами приобрели более 500 человек.

В оказании поддержки семьям, ухаживающим за гражданами пожилого возраста, также активное участие принимают благотворительные и волонтерские организации. За год помощью волонтеров воспользовались более 3 тыс. пожилых граждан.

Хочу отметить успехи нашей области на ниве социального предпринимательства. Тут как раз идет речь о негосударственных домах для престарелых, частных детских садах. В частности, только в этом году были открыты 2 новых частных пансионата для престарелых, один из них в декабре этого года. На сегодня действуют уже 8 пансионатов для престарелых и инвалидов.

Практика показала, что такой бизнес нужен, он хорошо работает и востребован. На рынке социального обслуживания для бизнеса являются перспективными развитие социального обслуживания на дому и предоставление различных социальных услуг людям с ограниченными возможностями здоровья. Мы будем развивать и дальше это направление.

Должен отметить наличие проблем с доступной средой для инвалидов. Мало того, что предпринимаемые меры недостаточны сами по себе, так еще и там, где пандусы и подъёмники все-же есть, они зачастую не могут быть использованы, несовместимы с конструкцией колясок. Поручаю Министерству труда и социального развития провести анализ наличия и удобства эксплуатации устройств, обеспечивающих беспрепятственное передвижение маломобильных граждан, по их месту жительства. При необходимости выполнить замену или реконструкцию, предварительно посоветовавшись с людьми – я подчеркиваю.

То же самое могу сказать в плане обеспечения городской инфраструктуры средствами, обеспечивающими доступность и безопасность среды для слабовидящих граждан. Ставлю задачу в течение первого полугодия 2018 года разработать план конкретных действий по исправлению ситуации.

В 2018 году Правительство Омской области и Законодательное Собрание планируют в полном объеме обеспечить средства, необходимые для выполнения майских указов Президента по повышению с 1 января заработных плат работников бюджетной сферы.

О коммунальном хозяйстве.

Развитие региона в целом нельзя представить без развития сферы ЖКХ.

В 2017 году была проведена определенная работа по развитию и модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Построено более 200 км газораспределительных сетей. Газ пришел в 5900 квартир и частных домовладений.

В 2018 году программа газификации будет продолжена и, приятно сказать, существенно форсирована. По итогам встречи с Председателем Правления «Газпрома» Алексеем Борисовичем Миллером более чем в четыре раза увеличена сумма на реализацию программы – до 1 млрд. 80 миллионов.

Проблема, требующая принятия кардинальных решений в течение следующего года, – котельные, в первую очередь, в районах области. Мы видим очень высокие тарифы на теплоснабжение в целом ряде населенных пунктов. Почти всегда это связано с низкой эффективностью котельных, большими потерями на трассах, дороговизной и дефицитом топлива – угля, мазута.

Нужно искать выход. Смотреть новые варианты – альтернативные виды топлива и энергетики, современное высокоэффективное оборудование, блочные автономные комплексы. Знаю, что в ряде районов пробовали такую практику, и успешно – это Таврический, Марьяновский, Любинский, Русско-Полянский районы. Давайте поищем частных инвесторов.

Так же остро стоит проблема со снабжением районов водой – и по качеству, и по стоимости. Вдумайтесь, 700 рублей за куб, мы же не в Сахаре живем! Что касается качества – это здоровье людей, которое никакими деньгами не измеришь.

Прошу в течение первого полугодия 2018 года разработать трехлетний план по обеспечению населения во всех без исключения населенных пунктах водой надлежащего качества. Где это имеет экономический смысл – посредством трубопроводов, где нет – скважинами и соответствующими системами водоподготовки. И внимательно посмотрите на тарифы, тут нужно выравнивать, возможно дотировать. Ищите варианты государственно-частного партнерства.

Жилье. Здесь не все радужно. Рынок стагнирует, более 3,5 тысяч квартир не продано в одном только Омске, и это при относительно доступной, если сравнивать с другими миллионниками, цене квадратного метра.

Правительством принято решение стимулировать рост, постараться оживить отрасль. Мы заложили на эти цели 360 млн. руб. на субсидирование ипотечной процентной ставки для граждан на уровне 6%. Плюс к этому на предоставление первоначального взноса по ставке всего 3% на 5 лет, дать возможность людям взять и первый взнос. Кроме выраженного социального эффекта, мы получим еще и 1,5-2 млрд. руб. вливаний в отрасль.

На особом контроле у областного Правительства решение проблем с обманутыми дольщиками. Это многолетний узел, который мы должны разрубить несмотря ни на что. Люди уже доведены до отчаяния.

Понимаю, за один 2018 год мы полностью проблему не решим, тем не менее я ставлю Минстрою задачу дать по каждому из домов полную конкретику. По механизмам решения и срокам ввода жилья. Нужна правда. Она, может, окажется не такой сладкой, как хотели бы услышать жильцы, но она должна быть правдой, и у людей должна быть уверенность в исполнении обещаний.

Сегодня Правительство с Законодательным Собранием рассматривают механизмы стимулирования добросовестных застройщиков в части возможности достройки этих домов, предоставления земельных участков, бесплатного подключения к сетям.

Особое внимание следует уделить предотвращению появления новых инцидентов. Для этого прошу соответствующие органы не просто усилить контроль за ходом текущего и нового долевого строительства, но и разработать комплекс мер, необходимых для гарантированной защиты граждан от подобных форс-мажоров.

Еще одна глобальная проблема – аварийное жилье.

В рамках региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 – 2017 годах необходимо было расселить 11 568 человек.

В итоге с 2013 года и по состоянию на декабрь 2017 года расселено 11 454 человека. На 100% программа будет завершена уже в феврале 2018 года.

Теперь нам предстоит найти решения для того аварийного фонда, который накопился за последний период и продолжит накапливаться в перспективе.

2018 год будет переходным. В течение этого срока Правительство Российской Федерации и субъекты должны выработать постоянно действующие механизмы расселения аварийного жилого фонда, чтобы запустить их с 1 января 2019 года. До этого срока продлены полномочия Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Мы подали заявку на участие в федеральной программе.

Экология. 2017 год был объявлен Президентом страны –Годом экологии. Для нас же он стал годом настоящих испытаний. Весенние выбросы в атмосферу показали, что регион не готов к экстренному реагированию на такого рода угрозы. А мы, напомню, имеем в наличии целый ряд серьезных, потенциально опасных производств.

Могу констатировать, что порядок взаимодействия министерств и ведомств в случае таких ситуаций не отработан. В Министерстве природных ресурсов в связи с этим уже произошли кадровые изменения. Какие-то выводы сделаны, как мы видим.

На данный момент разработана программа по обнаружению и предотвращению загрязнения атмосферы, проведены переговоры с «Газпромом» по установке на территории НПЗ датчиков контроля.

Партнеры нас услышали, в качестве жеста доброй воли области будет передана современная лаборатория на колесах стоимостью 20 миллионов рублей с возможностью он-лайн мониторинга по сотням параметров. Это даст возможность оперативно локализовать источник выброса, если такой появится.

Безнаказанности быть не должно.

Со своей стороны, в 2018 году мы открываем стационарную лабораторию, ситуационный центр по реагированию на возможные экологические угрозы. Приступаем к верстке подробной промышленно-экологической карты. Будет понимание, где какое производство, чего от него ожидать. Совместно с наукой работаем над созданием сети датчиков экстренного предупреждения о превышении в атмосфере ПДК опасных веществ. Это наше ноу-хау.

Подход к экологической безопасности должен измениться коренным образом. Мы готовы вкладывать в это и силы, и средства.

У нас назрели серьезные проблемы с мусором. Тянуть дальше некуда. Хватит промежуточных решений. В 2018 году в области должна быть реализована Территориальная схема обращения с коммунальными отходами. Это не только сбор и транспортировка, но и переработка, утилизация, захоронение. Все это должен обеспечить региональный оператор по обращению с ТКО.

Прошу Министерство ускорить деятельность по выбору оператора и согласованию территориальной схемы. В первом полугодии все должно быть закончено.

Привлекайте инвесторов, которые за свои средства, а не за средства Омской области готовы обеспечить инфраструктуру и взять на себя ответственность. При этом прошу очень внимательно отнестись к вопросу формирования тарифа.

О транспортном комплексе

Президент предложил регионам разработать транспортную стратегию, сводящую в единое целое муниципальные и межмуниципальные маршруты, а также все виды транспорта – автобусы, трамваи, поезда, самолеты. Омская область готова стать одним из первых в стране регионов, включившимся в эту инновацию.

Нужна оптимизации маршрутной сети, предусматривающая распределение интенсивности перевозок с учетом динамики пассажиропотока, исключение дублирующих маршрутов, связки межмуниципальных и муниципальных маршрутов.

Необходим пересмотр тарифного регулирования в части распределения регулируемых и нерегулируемых тарифов в зависимости от доходности маршрутов.

В течение 2018 года мы разработаем и актуализируем принципиально новую транспортную стратегию, предусматривающую высокую степень информатизации, использования цифровых технологий.

Нужно также внимательно посмотреть на эффективность работы частных компаний в сравнении с государственными. Возможно, выработать решения, которые позволят, сохраняя контроль за ситуацией и необходимый уровень безопасности, бизнесу – заработать, бюджету – сэкономить, а жителям – комфортнее передвигаться. Мы идем в этом направлении. Собираем предложения. Работаем с профильными научными учреждениями.

К теме метро. Советский проект предусматривал 300-летний цикл строительства, и затраты в размере 10 бюджетов Омской области. Последующая актуализация уменьшила срок реализации до 150 лет, а затраты – до 5 бюджетов. Это неподъемная ноша в существующих условиях.

В любом случае, просто бросить все, как есть, мы не имеем права. 14 миллиардов уже в земле. Мы должны решить, что делать с нашей местной достопримечательностью. Хватит смешить весь мир самой короткой схемой метро.

Работы на разрытых котлованах должны быть закончены, заборы убраны, запущено наземное движение городского транспорта.

Завершение работ на котлованах необходимая мера еще и по соображениям безопасности. Мы не должны допустить сползания грунтов в черте застройки. Это обстоятельство решающее. В 2018 мы потратим порядка 800 миллионов рублей на работы по закрытию сводов двух станций и консервации объекта. Нам еще предстоит в дальнейшем вместе с наукой и гражданами решать его судьбу.

Не меньший по масштабам замысла проект – аэропорт Омск-Федоровка. Это прямая экономическая целесообразность.

По своему месту расположения это абсолютно уникальный объект, не имеющий конкурентов на тысячи километров вокруг. Федоровка находится на стыке путей всех видов транспорта – железной дороги, автотрасс, речного пути. Уверен, что это жизнеспособный проект.

Дороги. В 2017 году на эти цели в нашей области был направлен существенный объём финансирования–7,8 млрд. рублей. В этих рамках по приоритетному проекту "Безопасные и качественные дороги" завершены работы на 49 объектах протяженностью 244 км.

В 2018 году работа по ремонту автомобильных дорог будет продолжена. Запланировано 204 км, также будут выполнены работы по реконструкции 13 подъездов к сельским населенным пунктам.

В благоустройстве общественного пространства в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» по итогам 2017 года профинансировано работ на 450 млн. рублей в 46-ти муниципальных образованиях, выполнены работы по ремонту 580 дворовых подъездов, 91 общественной территории, обустройству 5 городских парков в малых городах.

В 2018 году на благоустройство также предусмотрено 450 млн. рублей средств федерального и областного бюджетов, эти средства позволят обеспечить освещение дворовых территорий, установку скамеек, создание малых архитектурных форм и общественных пространств.

Сельское хозяйство.

Это традиционно сильная отрасль Омской области.

С целью поддержки и стимулирования развития отрасли 2017 год прошел под эгидой «Год животноводства».
Благодаря осуществлению комплекса организационных, технических, селекционных мероприятий нам удалось стабилизировать поголовье коров в хозяйствах всех категорий, увеличить производство молока в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах, значительно повысилась продуктивность молочного стада, которая по итогам года составит 4500 кг на фуражную корову. В 2018 задача преодолеть рубеж в 5000 кг.

Стабильно развивается подотрасль птицеводства.

Несмотря на положительные результаты на основных направлениях развития отрасли животноводства, необходимо признать, что текущий год для омских аграриев выдался сложным.

Область столкнулась с африканской чумой свиней, из-за которой уничтожено 20,5 тысяч голов свиней в 2000 личных подсобных хозяйствах. Для жителей села это стало настоящей трагедией.

Бюджет области затратил 170 миллионов рублей на компенсационные выплаты, но мы понимаем, что резко ухудшилось состояние экономики частных подворий.

В растениеводстве достигнуты хорошие результаты. По производству зерна мы занимаем 9 место в Российской Федерации и 2-е место в Сибирском федеральном округе.

В целях изменения структуры посевных площадей в сторону увеличения высокомаржинальных культур и повышения качества зерновых культур необходимо работать над повышением плодородия почв за счет научно обоснованного применения минеральных и органических удобрений. Перед нами стоит задача по увеличению площади мелиорируемых земель на 850 га. На эту программу в бюджете предусмотрено 82 млн. рублей.

В связи с этим 2018 год в Омской области предлагаю объявить Годом плодородия.

Необходимо продолжить курс на техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства. На данное мероприятие планируется направить из областного бюджета 100 млн. рублей.

С учетом поставленной Минсельхозом России цели по вовлечению в сельскохозяйственную кооперацию в 2018 году не менее 30% малых форм хозяйствования нам необходимо усилить это направление работы, обеспечить грантовую поддержку начинающим фермерам, семейным фермам и кооперативам.

Мы должны смотреть в будущее, развивать переработку и пищевую промышленность, создавать высокую добавленную стоимость здесь, на месте. Поручаю Министерству сельского хозяйства Омской области активизировать работу в этом направлении, а также в направлении улучшения инженерной и социальной инфраструктуры на селе.

В 2018 году мы планируем увеличить количество жилья для молодых специалистов до 100 домов, на строительство поселковых водопроводов и газовых сетей будет направлено 69 млн. рублей.

Уважаемые коллеги, у нас в Омской области много достижений, но и не меньше проблем. В 2018 году мы должны принять новую Стратегию развития Омской области. Эту Стратегию мы должны разработать с учётом мнения научного сообщества, бизнеса, общественных объединений и простых омичей. Предлагаю всем вместе поработать на благо Омской области.

Как исполняющий обязанности губернатора Омской области сделаю все возможное, чтобы нравственность, честность, а значит и взаимное доверие стали основой нашей совместной работы и жизни в Омской области.

Чтобы область становилась территорий со все более благоприятным деловым, инвестиционным и инновационным климатом, прозрачным администрированием.

Чтобы она стала территорией не «утечки мозгов», а привлечения молодых талантливых, работоспособных людей, для карьерного роста которых будут создаваться все возможные условия.

Завершая свое выступление, хочу обратить внимание, что через три месяца, на президентских выборах, нам предстоит определить дальнейшие пути развития России, которые во многом будут определяться нашей позицией.

Уверен, что жители Омской области сделают такой выбор, который позволит сохранить социально-экономическую стабильность в обществе, обеспечить рост экономики и улучшение благосостояния населения, повышение роли и значимости страны в геополитическом пространстве.

Спасибо за внимание и надеюсь на Вашу поддержку в решении не только насущных, но и перспективных задач развития области!

 



Адрес полной версии этой страницы: http://gubernator.omskportal.ru/ru/governor/speaches/reportsSpeeches/20171227.html
Портал Правительства Омской области
www.omskportal.ru