Александр Бурков
временно исполняющий обязанности Губернатора Омской области

ДОКЛАД временно исполняющего обязанности Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области А.Л. Буркова «Об основных итогах работы Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области в 2017 году» / 7 июня 2018 года

ДОКЛАД временно исполняющего обязанности Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области А.Л. Буркова «Об основных итогах работы Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области в 2017 году» / 7 июня 2018 года

 Скачать информационный материал.

 

Уважаемый Владимир Алексеевич,
уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Дорогие жители Омской области!

Сегодня я представляю вам отчет о деятельности регионального правительства за 2017 год. В своем докладе я остановлюсь на основных, самых важных, на мой взгляд, моментах.

Предлагаю взглянуть на показатели глазами простого человека, а не чиновника, и сделать соответствующие оценки. Возможно, так мы лучше поймем, стоит ли нам гордиться достигнутыми результатами.

Ровно месяц назад Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин своим Указом за № 204 определил национальные цели и стратегические задачи развития России на период до 2024 года. Обозначены основные направления в предстоящей нам работе.

Я позволил себе сопоставить с существующими цифрами отчета за прошлый год кальку поставленных задач, чтобы понять, какую дистанцию нам необходимо будет пройти.

Цель первая – обеспечение устойчивого естественного роста численности населения.

Не секрет, что это, пожалуй, одна из наших главных болевых точек. Мы наблюдаем уменьшение рождаемости на 4000 детей по сравнению с 2016 годом. Это общероссийская тенденция, отголосок демографического кризиса конца 90-х годов.

При этом я радуюсь за омских родителей. В не самый простой 2017 год у нас на 2,5% увеличилась доля третьих и последующих рождений. Число многодетных семей увеличилось на 1,5 тысячи. Сейчас таких семей у нас 27 тысяч, в них воспитывается 94 тысячи детишек.

Наша задача поддержать эту тенденцию. Поэтому с 1 января 2018 года в Омской области для многодетных родителей установлена ежемесячная выплата в 8 650 рублей. Эту помощь семьи, в которых родился третий и последующие дети, будут получать до достижения ими трех лет. На сегодняшний день это приблизительно 5000 семей.
За счет областного бюджета родителям третьего и последующих детей выплачивается региональный материнский капитал – 138 тысяч рублей единовременно.

В числе вопросов, поступивших в мой адрес от вас, уважаемые депутаты, был вопрос, касающийся продолжения этой меры поддержки. Так вот, мы знаем, что срок действия федеральной программы материнского капитала продлен до 2021 года. Считаю, что мы должны идти в русле, указанном нам Президентом России. Прошу вас поддержать эту инициативу. Министерству труда и министерству финансов уже поручено подготовить соответствующий законопроект.

Также введена мера поддержки в связи с рождением первого ребенка. Ежемесячно родители будут получать по 9 323 рублей до достижения первенцем полутора лет. По нашим расчетам, в ближайший год появится не менее 2 тысяч таких семей.

К сожалению, мы фиксируем печальную статистику – в прошлом году население области уменьшилось на 10 тысяч человек. Уезжает трудоспособное молодое население. Дети покидают своих родителей.

Поэтому параллельно с введением мер, стимулирующих рождаемость, нужно предпринимать конкретные шаги для того, чтобы молодым людям было интересно и комфортно жить на своей малой родине. Как говорится, где родился, там и пригодился.

В бюджетном послании я говорил о необходимости создания точек притяжения, своеобразных магнитов для молодежи. Посмотрим, что сдвинулось с места в этом направлении.
Хоккейная академия "Авангард" к новому учебному году будет готова принять первых воспитанников. Открылся уникальный мультимедийный исторический парк "Россия моя история", его посетили уже сто тысяч человек.

Продолжается строительство и реконструкция сельских кинотеатров и Домов культуры. Боюсь, многие жители мегаполиса могут даже не осознавать, насколько это важно для глубинки. При этом обращаю ваше внимание, что в более чем 500 селениях такие учреждения культуры отсутствуют.

Неудовлетворительная ситуация и с фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП). Мало того, что они есть далеко не везде, так треть еще и пустует. Нет специалистов. 2017 год не был прорывным в этом смысле. На ближайшие три года мы запланировали строительство 33 новых ФАПов, уже в этом году будем строить 14.

Минздрав предпринимает действия по привлечению медицинского персонала в село. После окончания обучения в этом году приступят к работе 40 фельдшеров, для них предусмотрены «подъемные» в размере 500 тысяч рублей. 69 врачей получили «подъемные» по 1 миллиону рублей.

Темпы нужно увеличивать. При проработке бюджета 2019 года мы должны уделить этим направлениям особое внимание. Иначе те, кто родит сейчас детишек, заберут их и уедут туда, где с культурой, образованием и медициной в шаговой доступности все в порядке.

Цель вторая – увеличение продолжительности жизни к 2030 году до 80 лет.

За прошедший год в Омской области средняя продолжительность жизни выросла, достигнув 71,5 года. Но мы видим, насколько мы пока далеки от целевых показателей.
Смертность в 2017 году снизилась на 3,8 %. Но при этом наблюдается старение населения. Рост продолжительности жизни связан, в том числе с увеличением количества высокотехнологичных операций. Их было проведено 11,5 тысяч, это на 1,5 тысячи больше, чем годом ранее.

На 2018 год запланировано 12 тысяч таких операций. Темп должен быть выше. Прошу обратить на это внимание представителей минздрава.

За счет определенных успехов в сосудистой хирургии, на 14,8% удалось сократить число смертей от болезней системы кровообращения.

Дольше стали жить онкобольные. Смертность в первый год выявления этого страшного заболевания сократилась на 23%, а пятилетняя выживаемость больных выросла на 51%. Это существенный фактор, когда мы говорим о средней продолжительности жизни.

Однако давайте посмотрим правде в глаза. Высокотехнологический сектор мы развиваем, а вот с первичной помощью у нас ситуация нехорошая. Все видели, в каком состоянии большинство больниц и поликлиник. Общий износ в среднем по области – 40%. Эта «средняя температура по больнице» не отражает того, что у нас некоторые здания, особенно на селе, держатся уже разве что на десятом слое краски. В 2017 на капитальный ремонт медучреждений было направлено 162 миллиона. Очевидно, что это никак не перекрывает существующую потребность. Решением Правительства Омской области в 2018 году мы увеличили сумму до 220 миллионов. Это 24 объекта. Но и этого явно мало.

В этом году мы также выделили 300 миллионов на приобретение диагностического и реанимационного оборудования, в том числе передвижных медицинских комплексов для небольших населенных пунктов.

60 миллионов предусмотрено на софинансирование приобретения дорогостоящего диагностического оборудования для 37 детских поликлиник.

Был вопрос от депутатского корпуса по обеспечению медицины транспортом. В прошлом году на 34 единицы обновился автопарк скорой помощи. В этом году мы нашли возможность приобрести 60 автомобилей для поликлиник и 28 машин для транспортировки больных на процедуры гемодиализа. Плюс выручает санавиация, благодаря которой в 2017 году удалось спасти жизнь 500 жителям отдаленных районов. Более сотни из них – это дети.

Все перечисленное – оперативные меры. Но необходимы еще и меры, так скажем, превентивные: популяризация здорового образа жизни, массовый спорт. Мы делаем определенные шаги в этом направлении. В отчете о них сказано. Скажу прямо, этого недостаточно. В первую очередь это связано с нехваткой финансирования. Инвестиции в здоровье граждан самые прибыльные. Но бюджет минспорта за предыдущие годы сократился у нас в два раза. Значит, будем работать по привлечению федеральных денег.

Конечно, нельзя говорить об увеличении продолжительности жизни, не затрагивая тему экологии. Президент отдельно заострил на этом внимание. Омск был включен им в список 12 городов нашей страны, где проблема экологии стоит особенно остро.

Итог 2017 года в этом плане – понимание, что существующих усилий недостаточно, чтобы жители областного центра и пригородов чувствовали себя спокойно. В конце года мы приступили к разработке программы, способной поставить под контроль потенциальные источники выбросов. Составляется экологическая карта.

АО «Газпром нефть – ОНПЗ» была передана в областную собственность современная передвижная лаборатория контроля за состоянием атмосферного воздуха.

В течение лета начнет работать центр экологического мониторинга и оперативного реагирования, куда будет стекаться информация со всех постов наблюдения.

Эти меры не панацея. Но само по себе наличие передвижной лаборатории дает повод задуматься руководителям всех потенциально опасных производств о том, что остаться безнаказанным в случае аварийной ситуации или халатного отношения теперь будет сложнее.

В дальнейших планах создание сети датчиков, реагирующих на превышение ПДК по типу сотовой сети. Специальная компьютерная программа позволит установить источник и время выброса с высокой точностью.

А вот для севера области главная проблема – это уничтожение лесов. В 2017 году было выявлено 1 200 нарушений лесного законодательства, 385 случаев незаконной вырубки насаждений, большинство из которых в Тарском районе. Причиняется не только вред экономике, уничтожается экосистема, гибнут легкие нашей области.

В ноябре прошлого года этот вопрос был поставлен мной перед правоохранительными органами. Итогом стала спецоперация, по результатам которой к ответственности привлечен ряд лиц, причастных к совершению преступлений.

Активисты ОНФ еще раз подняли проблему так называемых «черных лесорубов» на весеннем всероссийском форуме. Могу заверить, что со стороны силового блока присутствует максимальное внимание к ней. Мы понимаем, что без определенного покровительства многолетние незаконные вырубки идти не могут. Но у нас не 37-й год на дворе, и правоохранительные органы руководствуются доказательствами, а не мнениями, работают четко в рамках закона. Уверен, что результаты будут.

Цель третья – обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан.

В 2017 году бюджетная обеспеченность на душу населения у нас составила 44,6 тысячи рублей – это 11 место в СФО. По реальной заработной плате мы на 3 месте в Сибири.

В этом году в рамках исполнения «майских» указов, нам удалось поднять заработную плату бюджетникам. Задача максимум – кратное увеличение доходов нашего населения в течение ближайших пяти лет.

В Омске есть предприятия с достойной заработной платой – 80-90 тысяч рублей. Это высокотехнологический сектор. Но его не так много.

У нас два пути: расширять количество высокооплачиваемых рабочих мест и параллельно растить уровень потребления.

Сейчас ведутся переговоры с крупными предприятиями о создании в нашем регионе мощных колл-центров, переводе на наши площадки программных и инженерных центров. По договоренности с компанией «Газпром нефть» в Омск уже переведена бухгалтерия холдинга, кадровые и IT подразделения. Всего более 800 человек.

Крайне важно сохранение и преумножение профессиональных кадров на селе. Предприятиям сельскохозяйственной отрасли сегодня необходимы 5 тысяч квалифицированных механиков, овощеводов и работников животноводства, а кроме того тысяча агрономов, техников ветеринаров.

«Подъемные» для сельских специалистов в 30-100 тысяч рублей по итогам прошлых лет оказались недостаточно привлекательной мерой. В 2018 мы увеличили их до 200 тысяч. Соразмерно, в два раза ждем увеличения численности молодых специалистов.

Реальная заработная плата в 2017 году выросла на 4,3%. Это неплохой показатель, он выше среднего по стране. Но для того, чтобы в течение пяти лет увеличить среднюю заработную плату вдвое, необходимы другие темпы – по 15% роста в год.

Я бы хотел, чтобы эта цифра отложилась в голове, и не только у чиновников, но и у представителей бизнеса. К ней надо стремиться.

Цель четвертая – снижение в два раза уровня бедности.

На 2018 год из федерального бюджета нами дополнительно привлечено 8,5 млрд. рублей. Общая сумма субсидии на выравнивание бюджета составила 15 миллиардов. Это беспрецедентная сумма, которая позволила сформировать бюджет развития и предусмотреть расходы на выполнение социальных обязательств.

Результат - обеспечено поэтапное повышение оплаты труда педагогов, в том числе дошкольного образования, врачей, среднего и младшего медицинского персонала, социальных работников и работников учреждений культуры. В текущем году уровень заработной платы этих категорий достиг установленных «майскими» указами целевых показателей.

В регионе предоставляется целый комплекс мер социальной помощи населению – более 80 видов. Расходы бюджета в этом направлении превысили 7 млрд. руб. В этом году предусмотрено 7,7 – это на 10 % выше.

Если сопоставить наши скромные доходы и пакет социальных обязательств, у нас выйдет один из самых социально направленных бюджетов в России. Это в пропорциях. А вот в реальных деньгах, которые незащищенные категории граждан получают на руки, мы выглядим более чем скромно.

Во исполнение соответствующего поручения Президента России с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда в регионе был увеличен до величины прожиточного минимума. Несмотря на это, по-прежнему остается целый пласт профессий, где оплата реально ниже. Так не должно быть.

Впервые отмечается рост потребительской активности населения после серьезного падения, которое было в 2015-2016 годах.

Оборот розничной торговли вырос на 6,3% (по РФ рост на 1,3%) и составил 316 миллиардов рублей. Но с учетом низкой базы, конечно же, это не тот показатель, который нам нужен для обеспечения устойчивого развития региона.

Одной из своих главных задач, а также задач, поставленных мной перед Правительством Омской области, я вижу сохранение социальной направленности бюджета.

Мы должны задействовать весь имеющийся в наличии инструментарий: повышение зарплат работникам бюджетной сферы, заключение трехсторонних соглашений с профсоюзами, формирование условий для вывода заработной платы из серой зоны, создание социальных лифтов, совершенствование и усиление механизмов социальной поддержки незащищенных слоев населения.

Цель пятая – улучшение жилищных условий.

Президент обозначил, что до 2030 года условия проживания 5 миллионов российских семей должны ежегодно улучшаться. В это число входит примерно 70 тысяч омичей.

В бюджетном послании я обозначал вопросы жилищного строительства. К сожалению, похвастать нам здесь нечем. В 2017 году практически вдвое снизился ввод жилья.

Остается острой проблема обманутых дольщиков, их свыше 3000 семей, причем четверть из них стали таковыми из-за предприятий, учрежденных государством. Темпы решения проблемы неудовлетворительны. Еще раз обращаю внимание минстроя на это. В 2017 году введен один многоквартирный дом. В этом году введено в эксплуатацию еще 2 дома, причем из прошлогоднего плана.

Хочу поблагодарить фракцию партии «Единая Россия», и отдельно депутата Константина Германовича Ткачёва из фракции КПРФ за своевременные вопросы об этой острой проблеме.

Мы поработали над предложением мер поддержки, способных облегчить положение обманутых людей. Отмечу введенное при поддержке депутатского корпуса право применения льготного размера арендной платы, равного 0,075% кадастровой стоимости в отношении земельного участка, права на который переданы ЖСК или иному кооперативу.

Главное – отныне предусмотрена возможность предоставления земельных участков в аренду без торгов для строительства многоквартирных домов в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов. При этом поставлено условие – передать не менее 10% построенного жилья пострадавшим дольщикам. В настоящее время ведется работа по формированию земельных участков привлекательных для застройщиков.

Всего в этом году планируется решить вопросы по 9 «проблемным» многоквартирным домам. Ни в коем случае нельзя допустить появления новых обманутых дольщиков.

Теперь в целом о стройке. В конце прошлого года после анализа ситуации на строительном рынке, стало понятно, что без поддержки отрасли мы рискуем получить окончательную стагнацию. За счет бюджета развития был проработан проект ипотечного кредитования граждан по льготной ставке – 6%. Кроме того, предоставлена возможность получения займа на первоначальный взнос сроком на 5 лет под минимальные 3%. На эти цели для Омской региональной ипотечной корпорации предусмотрены 360 миллионов рублей бюджетных инвестиций. На сегодняшний момент программа запущена. Заявки для участия в ней подали более 2 тысяч омичей.

Вдвое увеличена численность получателей господдержки на улучшение жилищных условий. В этом году планируется обеспечить жильем 110 граждан из числа ветеранов и инвалидов Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов, а также семей, имеющих детей-инвалидов.

В 2017 году было построено 236 квартир для детей-сирот. Мы понимаем, что есть нарекания по количеству и качеству предоставляемого жилья. Не будем себя обманывать. У нас очередь в 6 700 сирот, за прошлый год добавилось 680 человек. Такими темпами у нас эти дети на пенсию выйдут, пока дождутся жилплощади.

Не нужно забывать и о почти 13 миллиардах, необходимых на капитальный ремонт так называемых «судебных» домов в Омске. Город в рамках своих возможностей старается, производит работы на 70-80 миллионов рублей в год. Но все понимают, что полностью необходимую сумму он не перекроет, потому что это годовой бюджет. Самостоятельно не потянет этот груз и регион. Региональному правительству необходимо искать федеральную поддержку.

Субсидирование ипотечной ставки, помощь с первоначальным взносом, создание жилищных накопительных кооперативов, предоставление условий для развития ответственным застройщикам, ввод новых, комфортных и недорогих проектов жилья – это должно стать реальностью не завтра, а уже сегодня.

Цель шестая – ускорение технологического развития, технологических инноваций.

В текущем году принято решение о расширении мер поддержки промышленной деятельности по такому важнейшему направлению, как обеспечение инфраструктурой производственных объектов. Из бюджета развития выделено 100 миллионов на субсидирование этого направления для обрабатывающих производств.

Омским технологиям есть куда развиваться. Хотелось бы, чтобы это развитие, что называется, можно было пощупать руками. Мы живем в 21 веке, но оглянитесь вокруг. Дороги мы делаем, как и 30 лет назад. Дома строим, как 20 лет назад. Инновации должны приходить не только в крупное промышленное производство, они должны становиться неотъемлемой частью жизни, быта наших граждан. Я жду принципиально нового подхода в этих и многих других вопросах.

Из двух действующих на территории области технопарков в живых остался в настоящее время только один – Омского технического университета. Технопарк ОМГУ работает номинально.

IT-парк, в который область вложила 150 миллионов, сегодня работает просто как арендный бизнес. Собственно, программистов, для которых он предназначался, там фактически нет.

К сожалению, не находят широкого распространения современные технологии в части уличного освещения, ремонта и строительства дорог. Реализованные энергосервисные контракты можно пересчитать по пальцам, причем для этого хватит всего двух...
Это неприемлемо для региона, производящего новейшие космические ракеты и электронику, обладающего технологиями на пике современности.

Цель седьмая – ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Инновации, к счастью, давно стали обыденностью для омских предприятий. Но этого не скажешь о внедрении IT-технологий в социальной сфере.

Чтобы понять, насколько успешно мы движемся в этом направлении, вспомните, пользовались ли вы за прошедший год цифровыми технологиями в привязке к деятельности органов государственной или муниципальной власти. Электронная почта и календарь на айфоне не в счет. Это не наши достижения.

Расширяются возможности многофункциональных центров, работа которых напрямую связана с электронным документооборотом и оперативностью. Но тоже есть, куда стремиться.

Развитые цифровые технологии – обязательное условие существования в современном мире. Это дорогостоящие инструменты, и в силу ограниченности бюджетного финансирования, сейчас отрасль остается у нас на задворках. Но мы должны понимать, что если не начнем вкладывать в нее средства, все наши планы, связанные с повышением уровня доходов и развитием экономического потенциала области, останутся мечтами.

Цель восьмая – обеспечение темпов экономического роста выше мировых.

2017 год закончился с показателями, внушающими сдержанный оптимизм. В целом улучшились показатели доходов регионального бюджета. Рост налоговых и неналоговых доходов составил 4,7%, это дополнительно 3,2 миллиарда рублей.

Объем обрабатывающего производства вырос на 4,6 % к уровню 2016 года. При этом в среднем по России этот показатель вырос всего на 0,2 %.

Впервые с 2012 года восстановлена положительная динамика капитальных вложений. Объем инвестиций в основной капитал составил около 100 миллиардов рублей, увеличившись на 4,6 % (по РФ прирост на 4,4 %).

Организациями, которые являются «флагманами» региональной экономики, было инвестировано 45 миллиардов рублей, что превысило уровень 2016 года на 37 %. После четырех лет снижения инвестиционной активности необходима серьезная работа по сохранению этого позитивного тренда, дальнейшему привлечению и поддержке инвесторов. Тут однозначно нужна «перезагрузка» всех подходов. Будем откровенны – львиная доля этого «пирога» пришла к нам в рамках реализации масштабных программ крупных холдингов, национальных проектов, то есть это не мы привели инвесторов.

Нельзя надеяться на погоду. В прошлом году было хорошее лето – собрали большой урожай. В этом году нет тепла – все пропало. Климат для инвесторов должны создавать мы сами. И он круглый год должен быть комфортным.
Мы наконец-то узаконили упрощённую систему ввода линейных объектов. Хоть на полградуса, но потеплело.

К сожалению, 71 место в рейтинге инвестиционной привлекательности говорит само за себя. Наши экономические достижения не носят системный характер. Мы зависимы от экономики вертикально интегрированных холдингов, госзаказа на оборонных предприятиях. Плыть по течению не решение. Правительство обязано формировать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса.

Если мы хотим развиваться стабильно опережающими темпами, мы должны принять ориентированную на это стратегию. Сейчас разрабатывается Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2030 года, где будут учтены приоритетные цели, определенные Президентом и через призму которых мы рассматриваем сегодня итоги прошлого года.

В 2017 году внедрены 4 целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса. Выстраивается система каналов прямой связи инвесторов и Правительства Омской области. На сопровождении регионального Агентства развития и инвестиций находятся 20 проектов (с планируемым объемом капитальных вложений более 24 миллиардов рублей). В реестре масштабных инвестроектов 9 проектов с объемом инвестиций около 18 миллиардов рублей.

Мы вкладываем средства в стимулирование промышленного производства, поддержку малого и среднего бизнеса, в подготовку документов территориального планирования (на общую сумму свыше 400 миллионов рублей).

Кроме того, занимаемся повышением эффективности использования в аграрном комплексе земельных ресурсов, поддержкой сельхозтоваропроизводителей (на общую сумму свыше 700 миллионов рублей).

Должен отметить, что при активном участии депутатского корпуса совершенствуется региональное законодательство в сфере поддержки инвестиционной деятельности.

Так, определен порядок включения организаций в реестр участников региональных инвестиционных проектов, а также введены пониженные ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество таких организаций.

В этом году налоговая ставка снижена (с 1 % до 0,5 %) в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость. В течение следующих пяти лет предусмотрено плавное повышение налоговых обязательств.
Уже в марте этого года принят дополнительный пакет налоговых преференций по налогу на имущество для предприятий отрасли свиноводства, а также в отношении движимого имущества организаций. Сохранено действие налоговой льготы для вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность.

Эти меры – часть новых решений по привлечению инвестиций в региональную экономику, заявленных в Бюджетном послании.

О конкуренции. Надо организовать работу так, чтобы в ближайшие три года количество правонарушений в деятельности органов власти в сфере конкуренции сократилось в два раза, а доля закупок малого бизнеса в сфере госзаказа, наоборот, выросла в два раза. Необходимо обеспечить постепенный вывод государственных и муниципальных предприятий с конкурентных региональных рынков, внедрить проконкурентные методы управления, всем субъектам экономики обеспечить равноудаленность к бюджетным ресурсам.

Приоритетной остается задача развития дорожной сети. В прошлом году почти в 2 раза выросли объемы ремонтных работ. В нормативное состояние приведено свыше 630 тысяч кв. м автомобильных дорог. В эксплуатацию введено 22,6 км новых дорог, это на 14% больше, чем годом ранее.

Однако, мягко говоря, не все, что планировалось, удалось реализовать. Остался не востребован миллиард рублей. Нонсенс!

Дорожный фонд Омской области в этом году сформирован в объеме 7,5 миллиардов рублей. Планируется отремонтировать более 260 км автомобильных дорог, осуществить реконструкцию и строительство 110 км дорог, включая подъезды к 13 сельским населенным пунктам (27 км дорог), построить 2 моста в Тевризском и Большеуковском районах.

К вопросу о контроле за строительством дорог, поступившему от фракции партии «Единая Россия». Недостаточные темпы работ в 2017 году были связаны с поздним получением средств из федерального бюджета и, как следствие, поздней контрактацией объектов. Для исключения этих ошибок в 2018 году поставлена задача проводить отбор муниципальных образований Омской области и торги до наступления строительного сезона.

Также мы не стали ждать восстановления неиспользованных в 2017 году федеральных средств в размере 450 миллионов рублей. Они замещены областными деньгами. Это дало возможность в марте-апреле объявить торги по объектам, переходящим с 2017 года. После восстановления федеральных остатков в июне будет проведена их обратная замена.

В минстрое проведены кадровые перестановки, ответственные должностные лица предупреждены о персональной ответственности за исполнение мероприятий в срок. Кроме того, я поручил организовать работу «горячей линии» для обратной связи с жителями по вопросам содержания и строительства дорог.

Также в этом году закупки осуществлялись в более ранние сроки (проведение конкурентных процедур апрель-май, заключение контрактов май-июнь 2018 года). Были сокращены сроки подготовки документации.

В настоящее время опубликовано 128 закупок на строительство, реконструкцию и ремонт дорог на общую сумму 2,5 миллиарда рублей, что почти в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

При этом уровень конкуренции возрос с 3-х заявок на лот в 2016 году до 5-ти в 2018 году. В результате роста конкуренции снижение начальной цены контракта в 2018 году по сравнению с предыдущим периодом увеличилось с 3,7% до 17,7%. Разница, как вы видите, есть.

Отдельно хотел бы остановиться на транспортной проблеме. Остро стоит вопрос системного обновления парка общественного транспорта. И сегодня этот механизм запущен. Реновация в первую очередь коснется Омска. Принято решение о закупке 150 среднеразмерных автобусов, адаптированных по программе «Доступная среда», с низкопольной площадкой и широким входом, а также 70 автобусов малого класса. Город получит субсидию для оформления лизинговой сделки. Омичи увидят новые шаттлы уже осенью этого года. Следующий шаг – обновление автопарка для областных маршрутов.

Что касается жилищно-коммунального комплекса. Основными проблемами, требующими решения в ближайшие годы, являются обеспечение населения области качественной питьевой водой, стабильным теплоснабжением и снижение тарифов на коммунальные услуги.

В прошлом году на развитие и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры направлено более 120 миллионов рублей из областного бюджета. На 2018 год расходы на развитие тепло- и водоснабжения увеличены в 2,4 раза и составят 290 млн. рублей.

Я дал поручение минстрою до 1 августа разработать комплексную программу развития систем тепло- и водоснабжения на 2018 – 2028 годы. В ней будут предусмотрены строительство и ремонт скважин, реконструкция водозаборных сооружений, строительство межпоселковых водопроводов и установка локальных станций очистки воды. На эти цели ежегодно необходимо направлять 360 миллионов рублей.

Одна из важнейших задач, без которой также немыслимо экономическое развитие области, – это газификация. Позитивным итогом прошлого года можно назвать договоренность с «Газпромом» об увеличении финансирования в четыре раза – с 250 миллионов в 2017 году до 1 миллиарда 80 миллионов в 2018 году.

Основные средства будут направлены на строительство магистральных газопроводов в Тюкалинском, Называевском и Большереченском районах. Также в этом году планируется построить не менее 150 км газораспределительных сетей и газифицировать не менее 6 тысяч квартир в 224 населенных пунктах.

Цель девятая – создание в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе высокопроизводительного сектора на основе современных технологий, обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Несмотря на прошлогоднюю африканскую чуму свиней, серьезно ударившую как по карману селян, так и по региональному бюджету, в сельском хозяйстве по итогам 2017 года достигнуты хорошие результаты.

Объем производства продукции увеличился на 3,9 % (по РФ рост на 2,4 %). Получен высокий урожай зерна, масличных культур, картофеля и овощей. Омская область вошла в число приоритетных регионов по экспорту зерна.

Конечно, самая непростая ситуация сложилась в мясной отрасли. АЧС привела к уничтожению 20,6 тысяч голов свиней в 13 районах.

Есть определенные успехи региональных производителей продуктов питания в импортозамещении. Омская область стала одним из пяти регионов, получивших право на экспорт яровой пшеницы в Китай. В 2017 году туда была направлена первая партия. Всего на экспорт ушло 192 тыс. тонн зерна, что на 16 % больше, чем в 2016 году.

В Манчжурии (КНР) в зоне беспошлинной торговли открылся первый Омский торговый дом.

На федеральном уровне нам удалось добиться увеличения в 2018 году лимитов на вывоз зерна по льготным тарифам до 250 тыс. тонн, а также включения Омской области в перечень регионов, которые могут воспользоваться федеральной компенсацией части затрат на железнодорожные перевозки сельскохозяйственной и продовольственной продукции в Китай, Монголию и Казахстан.

В рамках объявленного Года плодородия предусмотрены средства на субсидирование половины затрат аграриев на приобретение кормозаготовительной и кормоприготовительной техники, машин для внесения органических и минеральных удобрений.

Необходимо предотвратить спад в молочном животноводстве. Для этого планируется субсидировать сельхозтоваропроизводителям часть затрат на приобретение высокоэнергетических кормовых добавок для скота. Это позволит увеличить продуктивность коров с 4600 до 5000 кг молока в год.

Подытоживая, хочу выразить уверенность в том, что Омская область обладает мощнейшим потенциалом. У меня нет сомнений, что только от наших усилий зависит, в какой степени он будет реализован.

Добиться результата мы сможем только при повышении качества управления системой государственной власти. Заметьте, это не общие слова, а насущная потребность. Каждый из нас должен начать с себя. Власть должна стать персонально ответственной за результат. Власть должна соблюдать закон и опираться на мнение населения. От нас с вами зависит, будут уезжать отсюда люди или у них будет желание жить и растить своих детей здесь.

Задачи, поставленные перед нами Президентом Владимиром Владимировичем Путиным, трудны, но выполнимы. В их решении – залог возрождения страны и региона.

Нас ждет большой труд. Дорогу осилит идущий.

Вместе сделаем Омскую область сильной.


 


07.06.2018 15:38

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter